Ребенок не умеет терпеть! Как научить?

kak-nauchit-terpeniu

Вы часто используете в общении со своим малышом реплику: «Потерпи еще немного»?

Чаще всего взрослый просит ребенка «потерпеть» с чем-либо до возвращения мамы, например, до момента выхода на прогулку, до наступления праздника и т.п.

Взрослый использует просьбу потерпеть и зачастую не осознаёт, что требует от малыша способности сохранять выдержку, самообладание в ожидании, например, нужных результатов, просит проявить упорство и настойчивость при создании чего-либо.

Но ребёнку младшего возраста присуще непосредственное поведение, он не задумывается о последствиях действий в силу незначительности опыта. С 4 до 7 лет у детей формируется произвольное поведение, т.е. способность контролировать свои поступки, сверять их с определенным образцом, стремиться к выполнению поставленной задачи при достаточном уровне заинтересованности.

Конечно, не стоит ждать четвертого дня рождения, чтобы приступить к развитию у ребенка терпения. Ведь эта черта нужна в любом возрасте, и она не появляется «из ничего и ниоткуда».

Одни родители действует интуитивно в развитии у детей определенных качеств, другие вообще не придают значения подобным мелочам. Но существует научно доказанная связь между нехваткой терпения (силы воли) в детстве и неспособностью к самоконтролю во взрослом возрасте.

В конце 60-х годов был проведен «Зефирный тест» на нескольких сотнях четырёхлетних детей, и в наши дни ученые продолжили эксперимент с группой из 60 человек, которым сейчас уже за 40 лет.

kak-nauchit-terpeniuВ детстве эти люди по одному помещались в комнату, где находился кусочек зефира. Им предлагалось скушать его сразу или потерпеть 15 минут, и тогда получить уже 2 кусочка лакомства. Дети, разумеется, действовали по-разному.

Наблюдения за этими детьми в старшем звене школы показали минимум проблем с поведением, лишним весом и применением наркотиков у тех, кто сумел проявить терпение в детстве, да и успеваемость их была гораздо выше.

Третий этап эксперимента продемонстрировал неспособность к самоконтролю взрослых людей, не сумевших в детстве дождаться вознаграждения.

Конечно, экспериментаторы подчеркивают, что отсутствие терпения не говорит о неразвитости мышления и интеллекта, а всего лишь указывает на эмоциональную импульсивность.

Как же можно обучить ребенка терпению?

Однажды в личной беседе две коллеги делились забавными случаями из жизни детей.

У одной из них трёхлетний ребенок постоянно подолгу сидел у телевизора, смотрел всё подряд и танцевал под каждую рекламу. Его ничем не могли отвлечь. Попытки выключить телевизор из розетки ни к чему не привели, так как малыш спокойно «устранил неисправность» сам.

Тогда домашние сговорились: отключили штекер, крепившийся на задней панели телевизора и, чтобы он не «вызывал подозрения», просто приклеили его сзади к аппарату на скотч. Ребенку объяснили, что сегодня электричество в телевизор «пойдет» только в тот момент, когда стрелки на часиках встанут на определенные цифры.

Чтобы отвлечь малыша от штурма бытовой техники, его заняли рассматриванием движения стрелок в настольном механическом будильнике, затем нарисовали вместе часы, поиграли в машинки. Проверили – продвинулась ли стрелка, так как юный телезритель настаивал на своём. И занялись дальнейшими делами, стараясь вовлекать в них «любителя рекламы».

В какой-то момент все обрадовались, что на сегодня гроза миновала, вопросы о телевизоре прекратились и, усадив ребёнка с игрушками, продолжили свои хлопоты. Взрослые подумали, что их сокровище слишком молодо и обладает короткой памятью, но…

Малыш, оставшись в комнате один, решил проблему медленного перемещения стрелок на свой лад. Отрегулировав их положение банальным способом, он предъявил родителям будильник с «нужными показателями» и спросил, почему же до сих пор молчит его электрический товарищ.

Этот день в семье до сих пор вспоминают как период коллективных открытий, ведь малышу пришлось в доступной форме объяснять ещё и зависимость программы телепередач от естественного хода часов, а значит, и необходимость ребёнку «потерпеть», когда же большая часовая стрелка сама пройдет заданный круг. Родителям же впервые пришло в голову, что их сокровище делает попытки решать встречающиеся проблемы собственными руками.

На примере данной истории мы с вами проследили один из способов развития терпения. Главное, на первых порах:

  •  использовать короткие временные промежутки,
  •  дать ребенку возможность наблюдать за часами,
  • помочь малышу заполнить время ожидания каким-либо посильным, интересным занятием,
  • ожидаемый итоговый момент должен быть позитивным и ничто не сможет его сорвать.

Более сложным способом для развития и тренировки терпения может послужить «новогодний календарь» или его аналог, который можно изготовить самостоятельно в ожидании любого праздника.

Вы, вероятно, встречали нечто подобное в магазине: это может быть иллюстрированная коробка с конфетами, спрятанными за закрытыми окошечками. Календарь вручается ребенку в преддверии, например, Нового года и объясняется, что следующую конфету можно взять из окошечка только 1 раз в день – утром, допустим вместе с зачеркиванием дня в календаре. И в день, когда будут зачеркнуты оставшиеся цифры в календаре и «открыто» последнее окно, семья соберётся вместе для празднования.

Четырехлетнему ребенку, конечно, будет очень трудно справиться с поставленной задачей. Но ведь у него есть любящие родители, которые тренируют в нем терпение и помнят о том, что это качество пригодится в жизни.

Как учат терпению в детском саду?  Конечно же, в играх.

Не мудрено, что детям хочется почаще бегать, шуметь – такова их природа. Ведь это взрослый любит отдыхать сидя или лёжа. Ребенок же устаёт от бездействия, вынужденного ограничения своей активности.

Как заставить группу из 20-30 детей «потерпеть» 10-30 минут и не шуметь? Заинтересовать их! Способы и приёмы у каждого воспитателя разные, но всё же можно выделить основные:

  • ·​ Тихим таинственным голосом сообщить о делах на ближайшие 20-60 минут и непременно сразу предложить приступить к воплощению первой поставленной перед детьми задачи. Следует учесть, что для малышей задание обрисовывается в доступных, радужных красках и побуждает их творить добрые дела, полезные не маме или бабушке, а зайчику, куколке, птичке и т.п.
  • ·​ Обязательно после периода «затишья» дать детям возможность порезвиться, и лучше это сделать в организованной игре с правилами, соблюдая которые ребенок учится не только терпению, но и умению взаимодействовать со сверстниками.
  • ·​ Очень хороши в развитии терпения любые настольные игры с правилами и соблюдением очередности хода; складывание паззлов и лепка фигур из глины или пластилина.

Научив ребенка терпению в детстве, родители ограждают и его, и себя от огромного потока проблем в будущем. И это уже половина грядущего успеха!

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Похожие записи:

Ленивый ребенок — помочь можно!... Ребёнок ленится: устал или «валяет дурака»? Как часто мы ленимся сами, предпочитаем поваляться на диване вместо того, чтобы погулять в парке. Но взро...
Дети-погодки: как справиться?... Кто такие "погодки"? Это дети, родившиеся с разницей примерно в год, один за другим. Но я часто слышала, что погодками называли многих детей с ра...
Скороговорки для лучшей дикции... 1) То ли Толя — кореш Коли, то ли кореш Толи — Коля. Коли Коля — кореш Толи, то и Толя — кореш Коли. 2) В четверг четвёртого числа в четыре с че...
Методики раннего развития детей — какую выбр... Ваше сокровище тихо посапывает в кроватке, вы уже почти привыкли к новому члену семьи, окружили его любовью и заботой. И это здорово! Но дни летят ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.